Полезная информация

Дизельное топливо «ДИТО» - шаг в третье тысячелетие

12.04.2000

Журнал «Мир нефтепродуктов», апрель 2000 г.

Во всех крупных городах мира отработавшие газы автотранспорта составляют 60-80% от общего загрязнения окружающей среды. Отработавшие газы дизелей даже включены в "Перечень веществ, продуктов, производственных процессов и бытовых факторов, канцерогенных для человека".

Особую опасность выбросы дизелей представляют из-за содержания в них канцерогенных полиароматических углеводородов (ПАУ) и их нитропроизводных, а также большого количества окислов азота и сажи, которые при соединении с парами воды создают над городами ядовитый туман - "смог". В облаке смога начинаются цепные реакции, приводящие к появлению вторичных соединений, отличающихся особой токсичностью и канцерогенной опасностью.

В атмосфере Москвы уже найдено более 1200 различных химических соединений, которые, взаимодействуя одно с другим, создают все новые и новые вредные для окружающей среды и человека соединения.

По данным исследований НИИ канцерогенеза ОНЦ РАМН сегодня вся территория столицы подвержена повышенному загрязнению, а в некоторых местах (МКАД, большая часть центра) предельно-допустимые концентрации вредных, токсичных и канцерогенных соединений превышены в 10 и более раз.

Сложность контроля канцерогенных и мутагенных соединений в отработавших газах заключается в том, что их выброс в атмосферу различными транспортными средствами не нормирован.

В России установлены предельно-допустимые концентрации канцерогенных ПАУ в атмосферном воздухе рабочей зоны по бенз(a)пирену, выбранному в качестве индикаторного соединения (5 и 150 нг/м3 соответственно), однако, использовать эти нормы для контроля канцерогенной активности отработавших газов невозможно.

Впервые идея комплексной обработки дизельного топлива непосредственно у потребителя и окончательного контроля уже перед его попаданием в топливные баки автомобиля возникла у специалистов фирмы «СМУ-9», ОАО «ВНИИ НП» и ООО «ДИТО» в 1994 г.

Фирмой «ДИТО» разработаны и запатентованы (Пат.2054572 от 19.07.94 г. и 2105184 от 27.02.96 г.) не только технология и оборудование, позволяющие получать дизельное топливо европейского качества, но и технология получения нового дизельного топлива с уникальными свойствами, существенно снижающими дымность и токсичность отработавших газов. Технология позволяет обрабатывать обводненное, загрязненное топливо непосредственно на автомобильных предприятиях, складах топлива и нефтебазах.

В процессе обработки топлива по технологии фирмы "ДИТО" его структура гомогенизируется, становится мелкодисперсной и однородной, а затем стабилизируется, что предотвращает образование кластеров ароматических углеводородов при дальнейшем хранении. Из топлива также удаляются не только вода и механические примеси, но и большая часть (до 75 %) смолистых веществ. Это способствует более полному сгоранию топлива в двигателе, снижению его расхода до 10 %, увеличению срока службы фильтров, топливных насосов высокого давления, форсунок и двигателя в целом на 30-40%, а также существенному снижению, как объемов выбросов отработавших газов, так и их дымности.

Введение депрессорной присадки в такое топливо снижает температуру застывания летнего топлива до минус 32-34 °С а температуру фильтруемости на холодном фильтре - до минус 26 °С.

Эксплуатационные характеристики топлива "ДИТО" подтверждены сертификатом Госстандарта РФ и рядом стандартов зарубежных стран (ASTM 975, DIN 5160, EN 590).

Дальнейшая работа над улучшением качества дизельного топлива и, прежде всего, его экологических свойств, привела к необходимости исследовать топливо и отработавшие газы на содержание в них канцерогенных соединений. Совместные работы НИИ канцерогенеза и фирмы «ДИТО» проводились в 1996-1999 гг. в несколько этапов.

На первом этапе изучалось влияние дополнительной обработки дизельного топлива по технологии фирмы «ДИТО» на состав и структуру канцерогенных веществ в отработавших газах. В результате было установлено, что содержание канцерогенных ПАУ в отработавших газах после обработки топлива снижается в среднем в 2,5 раза.

На втором этапе проводились сравнительные исследования содержания канцерогенных ПАУ как в топливах (стандартном и обработанном по технологии "ДИТО"), так и отработавших газах после их сгорания.

Результаты стендовых испытаний, проведенных в НАМИ, ОАО "ВНИИ НП" и 25 ГосНИИ МО РФ показали, что содержание в обработанном топливе бенз(a)пирена снижается во всех исследованиях в среднем в 2,2 раза, что хорошо согласуется со снижением содержания этих и других канцерогенных соединений в отработавших газах. По результатам проведенных исследований установлено, что бенз(a)пирен можно считать индикатором канцерогенных ПАУ как в отработавших газах, так и в топливе.

Впервые в мировой практике разработаны технические условия (ТУ 0251-001-33683428-98) на дизельное топливо с улучшенными экологическими характеристиками, параметры нормирования которых непосредственно связаны с параметрами экологической безопасности отработавших газов.

На третьем этапе изучалось влияние обработки топлива по технологии фирмы "ДИТО" на содержание в отработавших газах канцерогенных азотсодержащих органических веществ (N-нитрозодиметиламина, нитропиренов, динитрофлуоренов и т.п.). В результате установлено, что, несмотря на незначительное снижение в отработавших газах содержания окислов азота, содержание азотсодержащих соединений уменьшается на различных режимах работы двигателя в 2-20 раз.

Параллельно с исследованиями состава канцерогенных и мутагенных соединений в отработавших газах двигателей определялось биологическое действие экстрактов из выбросов при экспрессном биотестировании методом Эймса. Результаты биологических исследований показали, что мутагенная активность отработавших газов при использовании топлива, обработанного по технологии фирмы "ДИТО", значительно ниже, чем при использовании стандартного топлива практически на всех режимах работы двигателя.

По мнению ряда ведущих специалистов в области нефтепереработки, органической химии, канцерогенеза и медицины труда по своей эффективности технология "ДИТО" не имеет аналогов в мире и позволяет существенно улучшить экологические свойства дизельных топлив.

Для реализации разработанной технологии непосредственно у потребителей фирма "ДИТО" спроектировала и с 1995 г. производит малогабаритный производственный модуль, который можно устанавливать непосредственно на заправочных комплексах автотранспортных предприятий, городских и придорожных автозаправочных станциях (АЗС).

Модуль представляет собой металлический утепленный блок-контейнер, в котором установлено технологическое оборудование для обработки топлива. Производительность модуля в зависимости от режима работы составляет 3-4 т/ч, потребляемая мощность - до 25 кВт, ресурс работы до капитального ремонта - 25 тыс. ч, т. е. не менее 3 лет непрерывной работы. Благодаря модулям фирмы "ДИТО" суточные выбросы в г. Москве можно снизить:

  • по оксиду углерода - на 65 т;
  • по углеводородам - на 26 т;
  • по оксиду азота - на 7 т,

Это составляет 57% от выбросов дизельного транспорта в Москве.

Для внедрения модулей в Московском регионе фирмой "ДИТО" совместно с ЗАО "МОСЭНОТРАНС" разработана система, предусматривает три этапа:

  1. размещение модулей "ДИТО" на АЗС существующих больших автотранспортных предприятий;
  2. создание в административных округах централизованных комплексных пунктов обработки и реализации дизельного топлива с улучшенными экологическими характеристиками;
  3. установка на въездах в город блок-постов, осуществляющих экспресс-контроль токсичности отработавших газов въезжающего в город автотранспорта и, в случае необходимости, замену имеющегося у них топлива на экологически чистое, в том числе и обработанное по технологии "ДИТО".

Технологии и установки "ДИТО" рекомендованы Департаментом транспорта и связи Правительства Москвы как одно из средств реализации постановления N 341 "О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку г. Москвы".

Ю.Н. Жарченков, В.В. Тайц, кандидаты техн. наук,

Л.В. Кривошеева, И.А. Хитрово, кандидаты биологических наук,

А.И. Мишин, С.С. Левинский, К.В. Демидовский,

Т.Н. Митусова, д-р техн. наук

(Государственный Университет управления, НИИ канцерогенеза Российского онкологического центра РАМН, ООО "ДИТО", ОАО "ВНИИ НП")