В связи с разработкой и применением малосернистых дизельных топлив появляется проблема плохих смазывающих свойств этих топлив. Это ведет к выходу из строя топливных насосов. Причина в том, что в процессе гидрообессеривния удаляются поверхностно-активные вещества, защищающие трущиеся поверхности от износа. Поэтому при содержании серы в топливе менее 0,05% требуется применение смазывающих (противоизносных) присадок. По своему химическому составу они представляют собой высшие карбоновые кислоты или их производные.
Принцип действия смазывающей присадки заключается в образовании на защищаемой поверхности пленки, которая состоит из продуктов механохимических превращений присадки на поверхности металла. Показателями эффективности смазывающей присадки являются: коэффициент трения, средний диаметр пятен износа и критическая нагрузка до заедания, определяются эти показатели на лабораторных машинах трения. Дополнительно применяется показатель толщины пленки, образовавшейся на поверхности трения.
Действие смазывающих присадок начинается после их сорбирования на трущихся поверхностях. В случае наличия в топливе других присадок начинается конкуренция за поверхность, и эффективность смазывающей присадки снижается. В этом случае необходимо увеличивать концентрации смазывающих присадок в 3-5 раз от рекомендованных производителем. Также определение нужной концентрации смазывающей присадки зависит от содержания в дизельном топливе серы: для дизтоплива с содержанием серы до 350 pmm оно составляет 50-100 pmm, для дизтоплива с содержанием серы до 50 pmm – не менее 150-200 pmm.