Зимнее дизтопливо получается смешением прямогонных, гидроочищенных углеводородных фракций вторичного происхождения с температурой выкипания 180—340 °C, углеводороды парафиновой группы при этом из топлива удаляются. Этот способ сложный и очень дорогой, поэтому объемы производства зимнего дизтоплива покрывают не более 10 % от потребности в нем российского рынка. Чтобы использование летнего дизельного топлива стало возможным в зимних условиях, применяют депрессоры и диспергаторы. На НПЗ добавлением в летнее дизельное топливо депрессорно-диспергирующих присадок получают марку ДЗп с ПТФ -25 С. Получить этот же результат возможно и не в заводских условиях - сами потребители могут с применением депрессорно-диспергирующих присадок улучшать низкотемпературные свойства дизельных топлив, имеющихся у них в распоряжении. Наилучшего результата можно добиться если для получения зимнего дизтоплива из летнего использовать малогабаритный производственный модуль "ДИТО" (МПМ "ДИТО")
кристаллическая решетка уплотняется и разрастается – топливо теряет текучесть.
Действие депрессорной присадки направлено не против возникновения кристаллов парафинов, а против их роста. Сам механизм действия депрессорных присадок окончательно не изучен, существует два мнения:
Происходит адсорбция молекулы депрессора на поверхности кристалла парафина полярной частью, при этом неполярная обращена в среду и мешает сближению кристаллов парафина и их ассоциации в упорядоченные структуры, они при этом приобретают звездообразную форму.
В обоих случаях принципиальное значение имеет то, что действие депрессорной присадки начинается с того, что ее молекулы взаимодействуют с поверхностью зарождающихся кристаллов, т.е. в дизельном топливе уже должен начаться процесс образования кристаллов н-парафинов. Это и объясняет отсутствие влияния депрессорной присадки на температуру помутнения.
Дополнительный эффект применения депрессорных присадок состоит в положительном влиянии на смазывающую способность дизельного топлива.
При длительном холодном хранении дизельных топлив с введенными в них депрессорными присадками образовавшиеся мелкие кристаллы парафинов оседают, и в результате образуются два слоя: верхний – светлый и нижний - мутный, обогащенный парафинами. Оба слоя подвижны, однако прокачиваемость нижнего слоя плохая. Для предотвращения расслоения дизельного топлива депрессоры применяются в композиции с диспергаторами парафинов. Добавка диспергатора парафинов к депрессору удерживает кристаллы парафинов во взвешенном состоянии, а также позволяет снизить на порядок размер кристаллов парафинов.
Эффективность депрессор-диспергаторов очень сильно зависит от фракционного и группового углеводородного состава дизельного топлива, а также физико-химических характеристик парафинов, содержащихся в топливе. Поэтому фирмы производители и поставщики депрессорных и диспергирующих присадок стараются иметь как можно более широкий ассортимент и много вариантность композиций этих присадок, чтобы всегда можно было подобрать для конкретного топлива самую эффективную.
Растворенная вода (0,008%) на прокачиваемость топлива не влияет. Однако если в топливо попадает больше воды, то в присутствие депрессора образуется эмульсия. Эмульгированная вода при отрицательных температурах замерзает, и образующиеся кристаллы льда сорбируют на себе часть присадок и снижают ее эффективность.
|
Механизм действия депрессоров таков что они эффективны только при введении до помутнения топлива, т. е. до начала образования микроскопических кристаллов парафинов. Улучшать помутневшее топливо бессмысленно. В рекомендациях часто указывают, что минимальная температура введения присадки должна быть примерно на 10°C выше температуры помутнения, т.е. примерно +5°C, для летнего дизтоплива. Однако при указанной температуре часть н-парафинов уже выкристаллизовывается из топлива. Добавлять присадку имеет смысл только в прозрачное дизельное топливо. Максимальный эффект депрессорно-диспергирующая присадка дает только когда парафины полностью растворены, а это происходит при температуре выше 30°C.
|
Вводить депрессорную присадку нужно только в прозрачное топливо, до его помутнения т.е.температура топлива должна быть не ниже 30ºС, потому что полностью раствориться парафины в топливе могут только при такой температуре.
Это требование вытекает из самого принципа действия депрессора, который должен в самом начале образования кристаллов н-парафинов уже находиться в топливе, только в этом случае молекулы депрессора могут помешать зарождающимся кристаллам парафинов разрастаться, сближаться и образовывать прочные связи друг с другом.
Поэтому для введения в дизтопливо присадки необходимо иметь возможность подогрева дизтоплива до 30-40ºС.
Депрессорная присадка – это высоковязкое вещество, плотность которого превышает плотность дизельного топлива. В связи с этими характеристиками возникает два требования по подготовке присадки к применению:
Во-первых, депрессорная присадка должна быть нагрета до температуры 30-50ºС - это температура при которой присадка становится жидкой, при температуре ниже 30ºС присадка загустевает, и уже при температуре +15ºС застывает.
Во–вторых необходимо предварительно подготовить раствор предварительно разогретой присадки в дизтопливе или керосине в соотношении 1:3 – это условие вытекает из того, что депрессорная присадка производится в концентрированном виде, имеет высокую плотность (она тяжелее дизтоплива) и подлежит доведению до рабочей концентрации.
Из всего вышеизложенного следует, что для использования депрессорной присадки необходимо иметь возможность для разогрева бочек с присадкой.
Раствор депрессорной присадки должен быть распределен по всему объему дизтоплива, - это необходимо для качественного смешения присадки с дизтопливом, без которого присадка не даст нужного эффекта, и улучшения низкотемпературных свойств дизельного топлива не произойдет, и зимнее дизельное топливо не будет получено. Есть два основных способа смешения:
Смешение в объеме: раствор присадки в заданной концентрации смешивается с подогретым до 30ºС дизтопливом прямо в резервуаре с помощью насоса. Этот способ смешения дизтоплива с присадкой применим только для небольших емкостей, не дает 100% качественного смешения, является ненадежным и устаревшим следовательно может наблюдаться некоторое снижение характеристик полученного ДЗП.
Смешение в потоке: раствор депрессорной присадки в заданной концентрации с помощью специальных дозирующих устройств постоянно подается в поток подогретого дизельного топлива и смешивается в условиях достаточной турбулентности. Это наиболее перспективный способ смешения.
Все перечисленные необходимые условия ввода и смешивания депрессорных присадок с дизельным топливом обеспечивает специальное оборудование -малогабаритный производственный модуль "ДИТО".