к.т.н. ЮРИЙ БУЦКИЙ
АБС-авто, декабрь 2002
С качеством дизельного топлива связаны, как минимум, две проблемы. Во-первых, эксплуатационная: век дизеля, работающего на грязной солярке, недолог. Во-вторых, экологическая: изношенный, неисправный дизельный двигатель начинает дымить, как паровоз. Всем знакома ситуация: стоишь в пробке, а рядом «облагораживает» атмосферу гигантский КрАЗ или КамАЗ. Сейчас он «газанет» и твою машину окутает черное облако...
Впрочем, эти «во-первых» и «во-вторых» указывают лишь причинно-следственную связь. На самом деле обе затронутые проблемы давно уже слились в одну, – поэтому и решать их нужно комплексно.
Прошло то время, когда экологические тревоги выглядели абстрактными. Во всех крупных городах мира вредоносные выбросы автотранспорта составляют 60 - 80% от общего загрязнения окружающей среды – даже в благополучной Австрии из 8 млн. жителей 5600 человек умирают вследствие загрязнения воздуха, из них 2400 из-за воздействия транспортных средств, и не последнюю роль здесь играют именно дизеля.
Дело в том, что отработавшие газы неисправных муниципальных автобусов, коммунального транспорта, самосвалов с городских строек (да мало ли дизелей в городе!) содержат канцерогенные полиароматические углеводороды (ПАУ), их нитропроизводные, а также большое количество сажи и оксидов азота.
Этот «коктейль», соединяясь с парами воды, создает ядовитый туман – смог. В висящем над городом облаке начинаются реакции, приводящие к появлению вторичных соединений. Эти «детишки» смога отличаются особой токсичностью и канцерогенной опасностью. Как нам сообщили во ВНИИ НП, в последнее время в атмосфере Москвы обнаружено более 1200 различных химических соединений. Взаимодействуя друг с другом, они продолжают создавать все новые и новые производные.
Но если бы двигатели, в частности, дизельные, постоянно работали на качественном топливе, загрязнение атмосферы не прогрессировало бы столь стремительно.
И опять «если бы, да кабы»... Пора, пора нам избавляться от обнадеживающей (и такой безнадежной!) частицы «бы» и переходить к реальным действиям.
Да будет вам известно, уважаемые читатели, что с 1994 года сотни дизельных грузовиков и строительных машин СМУ-9 Мосметростроя, работая «с полной выкладкой», уже не коптят небо.
А с 1995 года к ним присоединились тысячи единиц различной дизельной техники в сотнях автохозяйств более чем в 20 городах по всей России. Но и это еще не все: с 1996 года этот список пополнился предприятиями Казахстана, Киргизии, Беларуси и Эстонии.
Секрет прост: все упомянутые фирмы и организации успешно очищают дизельное топливо на собственных АЗС непосредственно перед заправкой техники. Для этого они используют специальные технологии и оборудование, поставляемые московской научно-производственной фирмой «ДИТО». Кстати, название это расшифровывается просто: ДИзельное ТОпливо.
Технологии «ДИТО» основаны на трех «китах», трех взаимосвязанных процессах или этапах. Первый – глубокая механическая очистка топлива от воды и всевозможных примесей. Второй – комплексная физико-химическая (в том числе и термодинамическая) обработка. И, наконец, третий этап – это улучшение свойств топлива путем введения многофункциональной присадки.
О результатах мы еще поговорим, а пока отметим: все перечисленные стадии «облагораживания» ДТ реализуются на специальном оборудовании. Оно компактно смонтировано в так называемом «малогабаритном производственном модуле» (МПМ) «ДИТО».
Модуль представляет собой утепленный металлический контейнер, разделенный герметичной перегородкой на два отсека: технологический и операторский.
Габаритные размеры модуля 4,0 х 2,2 х 2,55 м, масса - 3700 кг. Монтаж предельно прост: модуль размещается на ровной горизонтальной площадке и подключается к топливным резервуарам. Одни из них служат для хранения исходного топлива, а другие – для обработанного, предназначенного для заливки в топливные баки автомобилей.
Модуль подключается к сети переменного тока напряжением 380 В и обслуживается одним оператором. Причем срок обучения персонала небольшой, всего 3-4 дня – вполне можно уложиться в период пусконаладочных работ. А вот производительность установки изрядная: от 2,0-3,0 тонны в час зимой до 3,0-3,5 тонны в час летом.
Сегодня фирма «ДИТО» выпускает модули третьего поколения. Не вдаваясь в подробности, отметим: они превосходят ранние модели по производительности, глубине очистки, имеют более совершенную механику и электронику. Поэтому говоря «модуль «ДИТО», мы будем подразумевать установки именно третьего поколения.
Итак, что же «умеет» современная МПМ «ДИТО»? Весьма и весьма многое.
Начнем с того, что топливо, пропущенное через «ДИТО» практически полностью очищается от воды и механических примесей. Кстати, вода – один из самых страшных врагов дизеля. Попадая в топливо, она способна быстро вывести из строя любой топливный насос. А вероятность попадания воды в солярку велика – как из-за гигроскопичности самого топлива, так и вследствие нарушения условий его транспортировки и хранения.
Что касается абразивной опасности твердых частиц, то комментарии здесь, как говорится, излишни. Но с установкой «ДИТО» можно быть спокойным: через нее «проскочат» лишь частицы с линейными размерами менее 4 мкм – двигателю они уже не страшны.
Но продолжим: модуль существенно улучшает физико-химические свойства ДТ. Так, коэффициент фильтруемости (обобщенный показатель чистоты топлива) снижается на 30-50 %, зольность и коксуемость – на 33-38 %. Содержание смол уменьшается едва ли не на порядок, а концентрация бенз(а)пирена (ядовитейшего канцерогенного соединения!) – минимум в 2 раза. Более того, трудно переоценить моющие свойства такого топлива – поистине «доктор «Дито» лечит дизел», смывая накопившийся нагар с цилиндро-поршневой группы, форсунок, очищает всю топливную систему в т.ч. дорогостоящий ТНВД.
И, коль уж мы коснулись экологии, отметим: дизельный автомобиль, заправившись на АЗС, оснащенной модулем «ДИТО», продемонстрирует снижение выбросов сажи в 1,5-2 раза, канцерогенных нитро-полиароматических углеводородов в 8 раз, а всех вредных веществ «по совокупности» – более чем в 2 раза.
Значительно улучшатся и эксплуатационные показатели: расход топлива на 1 км пути снизится на 3-10 %, сроки эксплуатации деталей топливной аппаратуры и цилиндропоршневой группы увеличатся на 30-40 %, а топлива, идущего на разогрев двигателей в зимних условиях, потребуется на 15 % меньше.
Кстати, о зимней эксплуатации. Выше мы говорили о введении в топливо комплексной присадки. В ее состав входят и депрессорные (антигелевые) составляющие, – поэтому модуль «ДИТО» способен превратить летнее ДТ в зимнее (с температурой застывания –28°С), а зимнее – в арктическое.
Комплексная присадка повышает и цетановое число топлива, – причем сразу на несколько единиц. Это очень важно, поскольку недостаточно высокое цетановое число ухудшает показатели рабочего цикла дизеля, увеличивая жесткость работы и износ деталей.
Но и это еще не все. Технологии «ДИТО» позволяют производить предварительную очистку ёмкостей, загрязнённых смолистыми отложениями, водой и грязью для последующего хранения чистого дизельного топлива, удалять конденсат из емкостей по мере его образования, производить очистку топливных баков автомобилей и обрабатывать топливо прямо в них.
С 1994 по 2002 год технологии и оборудование фирмы «ДИТО» проходили всевозможные испытания, – причем как по российским, так и по международным стандартам. Несмотря на то, что качество исходного топлива было различным, результаты «на выходе» модуля поражали своей стабильностью и эффективностью. Поэтому в апреле 2001 г. фирме «ДИТО» был выдан очень важный документ – «Разрешение на применение знака соответствия системы сертификации ГОСТ Р». В августе 2002г. МПМ «Дито» успешно прошел испытания и был сертифицирован.
Важно знать, что технологии и оборудование «ДИТО» запатентованы и, следовательно, охраняются Законодательством РФ, большинством стран Европейского Сообщества, Евразийской патентной организации, Украины, США и Эстонии.
Это хорошо, даже отлично – значит, приобретение и эксплуатация МПМ «ДИТО» находятся в правовой сфере цивилизованного бизнеса.
А дорога ли она, эта самая эксплуатация? Попробуем посчитать исходя из расценок 2002 года. Затраты на эксплуатацию МПМ «ДИТО» складываются из заработной платы оператору (47-66 тысяч рублей в год на одного человека), платы за электроэнергию (11-15 тысяч рублей в год, при суточном расходе топлива 10.000 литров).
После обработки 9-10 миллионов литров топлива требуется замена элементов фильтра-реактора (стоимость элементов не более 11.000 рублей).
Введение многофункциональной присадки в летнее ДТ для его использования в зимних условиях обходится не дороже 10 копеек на 1 литр топлива. Таким образом, для автобусного парка средний экономический эффект составит минимум 10 тысяч рублей в год на один автобус.
Надеемся, приведенная информация будет интересна директорам автохозяйств, автобусных парков, а также коммерсантам, связанным с поставками дизельного топлива.